Самолеты-истребители в забытых туннелях

Самолеты-истребители в забытых туннелях

Туннели на базе Гьядер были одним из самых посещаемых и закрытых мест в Албании во время коммунистического режима. Сегодня страна хотела бы продать оставшиеся там захороненные истребители МиГ.

Скрытая в холмистой местности на севере Албании, секретная база Гьядера врыта в склон холма. Он раскрывается только один раз, когда открывается впечатляющий стальной портал.

За ним 600 метров туннеля, к которому имел доступ AFP: этот лабиринт шелестел несколько десятилетий назад от деятельности военно-воздушных сил коммунистического диктатора Энвера Ходжи. Там работало от 600 до 700 человек. Сегодня это могила десятков МиГов из разных эпох, советских или китайских, которые пылятся в темноте.

Последние полеты самых последних из этих самолетов были проведены в 2004 году. Албания, член НАТО с 2009 года, планирует продать их, особенно коллекционерам.

 Вступление в альянс подразумевает «приведение нашего оборудования и вооружений в соответствие со стандартами НАТО», - говорит начальник штаба албанской армии AFP Бардил Коллкаку.

Что касается МиГа, «в стороне от ностальгии, мы будем хранить некоторые в нашем музее», но «с остальными мы будем обращаться в соответствии с нашим национальным законодательством о продажах и других целях», - говорит высокопоставленный сотрудник, без дальнейших подробностей.

Хотя официальная сделка еще не заключена, заядлые авиационные музеи и коллекционеры выразили заинтересованность, как только Албания объявила в 2016 году о своем намерении продать самолет.

Это случай французского бизнесмена, который долгое время жил в Албании, Жюльена Роша, который объясняет AFP, что ему было трудно получить разрешение на просмотр этих старых самолетов.

«Я всегда думал, что старый албанский охотник был довольно исключительным произведением», - сказал француз AFP в своем доме, украшенном предметами, более эксцентричными, чем другие.

Он выразил готовность купить за 10 000 евро китайский МиГ-15, который использовался во время войны в Корее до передачи Албании.

«Эти самолеты имеют историческую ценность и довольно хорошо сохраняются, несмотря на их возраст, особенно потому, что у албанской армии есть старые запасы запасных частей», - говорит он.

Даже бывший военный летчик, Фатмир Данай, 52 лет, не скрывает своей ностальгии, идущей с фонариком в руке, в туннелях, за которые он теперь отвечает. «Удовольствие от полета и работы на этой базе было невообразимо», - говорит он, освещая самолеты.

Он надеется на возрождение базы Гьядер в качестве музея или базы для НАТО. Албанские ВВС теперь сокращены до минимума, только с вертолетами. Воздушное пространство Албании находится под защитой Атлантического альянса.

В этом лабиринте, похороненном в горах, были установлены кафетерий, общежития и десятки офисов, теперь пустые, даже если знаки все еще объявляют их прежние функции.

Во время своей 40-летней диктатуры Энвер Ходжа сделал Албанию страной, в которой граждане должны были пройти военную подготовку, ожидая неизбежной агрессии, будь то из Советской России, Тициан Югославия или Запад.